Если хочешь сказать правду -
Держи наготове оседланную лошадь

(Кавказская народная мудрость).

Не хочу быть героем!

Хорошо известно, что на войне слава героев покрывает халатность, глупость, а то и злой умысел тех, кто вынуждает солдат становиться героями. Утверждаю, что школьный туризм в России, да и вся система дополнительного образования и воспитания сохраняется последние десять лет исключительно благодаря повседневному героизму рядовых педагогов и части директорского корпуса. Распродав и приватизировав страну, правительство олигархов забыло про детей. А может быть, и не забыло. Может быть, провозглашая одно, на деле стремилось к другому. Вот, например, со времени кризиса 1998г. финансирование дополнительного образования медленно сокращается за счет инфляции. Сразу прикрыть его нельзя - общественность возмутится. А вот постепенно задушить дополнительное образование безденежьем, сделать неэффективным - вполне реально. По В.Пелевину социальный заказ современного государства в воспитании "оранусов", идеальных потребителей, ни в чем, кроме потребления, не заинтересованных. Не нужны в "неправильной" России, сырьевом придатке Европы, образованные и законопослушные поколения! Они ведь, не дай бог, думать начнут! Лучше дать им телевизор, "современный опиум для народа", и побольше пива. Пусть себе изменяют жизнь к лучшему. Обратимся к фактам: размером учительской зарплаты сейчас никого не ужаснешь. Привыкли, как привыкают к боли. Но почему она такая, где обещанные молочные реки с кисельными берегами от продажи госсобственности? В карманах учителей или в Швейцарских банках? Низкую зарплату педагоги пережили за счет отхожих промыслов, где в неделю, а то и в день платят, как на 1,5 учительские ставки в месяц. Многие педагоги не уходят "туда" на совсем лишь потому, что знают, куда пойдут без них дети. Но работая в таком режиме, они берут в долг у своего здоровья. Отдавать будут инфарктами. И не надо избитого, "а кому сейчас легко?" - это отговорка , вроде "сермяжной правды" из "Золотого теленка". Просто здесь у государства - ставка на героизм, на инстинкт биологического выживания народа. Чтобы вывести детей в поход, нужно снаряжение. Последний раз деньги на него выделяли не то в 85, не то в 90 году. С чем же мы ходим, откуда палатки, веревки, байдарки, рюкзаки, катамараны? Все очень просто. Педагоги приходят со своим снаряжением. Вы видели в преславутом цивилизованном мире работника, который нанимается на работу со своим станком..? Но такова "загадочная русская душа"! Третья составляющая детского туризма - финансирование походов. Выложить 2-4 тысячи рублей на поход большинство родителей из неблагополучных семей не может. А именно их дети в наибольшей степени нуждаются в педагогической поддержке. Работать только с благополучными детьми нет смысла. Мы все-таки педагоги, а не менеджеры турфирм! Деньги, хоть и со скрипом, но дают, хотя бы на первенство по туризму. А вот дальше…! "Надо так давать, чтобы можно было взять!" - учили нас в начальной школе. Счастлив педагог, имеющий спонсора на стороне, но таких единицы. Самое трудное - не пройти поход, не собрать по подвалам и дешевым дискотекам детей, не убедить безразличных ко всему родителей. Самое трудное, самое нервное, самое страшное - получить на поход деньги и отчитаться за них! Когда-то мудрые люди из Министерства Образования составили удобную для преподавателей инструкцию, но забыли утвердить ее в МинЮсте и согласовать с налоговой инспекцией. Не признают ее налоговики. Даже Минфин признает, а они нет! Но мало того, они и свою инструкцию не пишут или до нас не доводят - им так удобнее. Согласно общим требованием, для отчета за все купленное надо предоставлять кассовые чеки и накладные. Но сколько их надо собрать , если для походов продуктов надо сотни килограммов и десятки наименований. Инструкция Министерства образования позволяет отчитываться одним списком. Но налоговиков это не устраивает и они отправляют педагогов на былинные подвиги. Денег на походы дают мало, поэтому лучше покупать где дешево - на рынках . А там во многих местах ни кассовых аппаратов, ни печатей не держат, хотя и обязаны. Но, видимо, на рынках налоговиков либо прикармливают, либо припугивают. Вот и приходится педагогу вместо занятий посещать десятки ларьков и магазинов, разыскивая нужные продукты и "добрых администраторов", согласных дать накладные. В крупных и дорогих магазинах, где есть все необходимые атрибуты, туристов приглашают в подсобки, где и "отоваривают", не отвлекая продавцов и не мешая покупателям. Но распределять наши покупки по многочисленным отделам и проводить через кассовые аппараты для магазина канительно. Удобнее выписать на все приходный ордер. Но недавно нам объявили, что принимать "приходники" из городских магазинов не будут. Только из мелких поселков, да и то ограниченно. А это значит, что поиски "удобных продавцов" еще более усложнятся. На требования показать соответствующую инструкцию в бухгалтерии ссылаются на устное распоряжение налоговиков. Очевидно, что, заставляя преподавателя делать покупки в местах, удобных налоговикам, на них, во-первых, пытаются косвенно возложить несвойственные им функции контроля за торговлей; во-вторых, их усилиями обеспечивают налоговиков безопасной работой. Ведь проверять торгашей - опасно для здоровья, а вот педагогов - легко. Пусть один ларек скрывает от налогов денег больше, чем выделяют на десяток походов, пусть деньги, которые заставят вернуть незадачливого педагога государству, смехотворны, зато гора собираемых бумаг оправдывает зарплату налоговой службы. Заодно обеспечивается государственный заказ на "оранусов", о которых сказано в начале. И это - не фраза. Силы человеческие конечны, никакой энтузиаст никакими героическими усилиями не может одновременно подготовить детей, обеспечить их безопасность и удовлетворить все возрастающие запросы чиновников. Впрочем, там, где педагогов берегут, например, на Российской СЮТУР и в некоторых других местах - отчеты принимают списком. Во всех прочих местах - ставка на массовый героизм педагогов. Знает ли пытливый читатель, сколько бумаг надо оформить, чтобы пойти в поход? Около 30 наименований в нескольких экземплярах. По линии дирекции: приказ и списки в 3-4 экземплярах, командировочные удостоверения, заявление о приеме на работу заместителя руководителя. По линии маршрутной комиссии: медицинские справки, справки об опыте, маршрутную и заявочную книжки. По линии УНО: заявления от родителей, журналы, технику безопасности. По линии бухгалтерии: заявка, доверенность, смета (3 экз.), протокол (профсоюзного?) собрания группы о выделении бесплатной путевки, ведомость сбора денег с родителей, то же с руководителей (хочешь идти в поход - вноси в бухгалтерию свои денежки, поскольку детям на питание дают больше, чем взрослым на командировочные расходы. Это, кстати, тоже интересный факт - где еще на работе деньги вносят, а не получают?!). Далее - письма и списки на покупку билетов (6 листов), то же на погранпропуск, то же при проходе через заповедник. Это - до похода. А после: авансовый отчет с приложением чеков и накладных, пресловутый список израсходованных продуктов. С 2001 года еще и меню на каждый день (т.е. бухгалтер считает себя вправе проверить, умею ли я, квалифицированный турист, составить раскладку продуктов!), дубликат маршрутного листа, полностью повторяющий отметки в командировачные удостоверениях, табель присутствия детей, табель присутствия руководителей (для списания денег на питание), табель на руководителей для получения зарплаты. А после - еще и письменный отчет о походе, объемом с хорошую диссертацию. Справки о пройденном походе разрядные книжки… Кажется все! Нет, еще акты о списании канц. товаров и малоценки, телеграммы о прохождении контрольных пунктов и, наверное, еще что-нибудь, что сразу не вспомнить. А теперь представьте, что за 3 дня старта, когда все куплено и сдать групповой (!) билет посчти невозможно, кто-нибудь из родителей, вдруг вспоминает о бабушке, забытой в деревне, о том, что на даче полно дел или, что дитятку надо перевести из школы в ПТУ. Или наоборот, что ребенка, которого раньше категорически никуда не пускали, вдруг просят Христа ради взять с собой??? При этом почти все надо переписывать, переподписывать, переутверждать! Это ли не подвиг, достойный Геракла?! А я, представьте себе, не хочу совершать подвиги, я просто хочу работать со школьниками, и, простите за пафос, давать им путевку в жизнь и большой туризм. Мне приятно, когда мои выпускники становятся заметными в спортивной туристской среде. Но я знаю, что их могло бы быть в 2-3 раза больше. Из каждых десяти, 6-7 бросает туризм, заканчивая школу. Это происходит потому, что у меня не хватает сил их увлечь, потому, что за бесконечной бумагой я не смог найти ключи к их душам! Теперь вывод: если наше государство все еще стремится быть правовым, если оно и взаправду печется о молодежи, пусть даст педагогам законы, правила, инструкции, которые будут помогать в работе и защищать от произвола чиновников всех мастей. И пусть обеспечит отношение к педагогам-внешкольникам, как к работникам основного, жизненно важного производства, а не как к сомнительному элементу, за которым нужен глаз да глаз. Иначе все уйдем в партизаны. И тогда все чиновники останутся без зарплаты за ненадобностью. А детьми будет заниматься не школа, а милиция… Поскольку чиновники умеют устраивать жизнь по уставу подпишусь псевдонимом:

Георгий Камикадзе, владелец быстрых лошадей.

На предыдущую
Hosted by uCoz